Решение о предстоящем исключении юридического лица из егрюл через сколько исключат

Решение о предстоящем исключении юридического лица из егрюл через сколько исключат

С 13 ноября 2023 года информацию о предстоящем исключении недействующего юрлица вносят в ЕГРЮЛ

Федеральный закон от 02.11.2023 N 519-ФЗ

Налоговый орган, установив признаки недействующего юрлица, не только принимает решение о его предстоящем исключении из реестра, но и вносит в реестр соответствующую запись.

Сведения об исключении также разместят на сайте ФНС не позднее 1 рабочего дня после публикации решения в "Вестнике государственной регистрации".

Порядок исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ распространили на такие ситуации:

- из-за нехватки средств на судебные расходы суд вернул заявление уполномоченного органа (ФНС) о признании должника банкротом или на том же основании прекратил производство по делу о банкротстве;

- лицо исключают из ЕГРЮЛ по Закону о противодействии легализации преступных доходов. Ввели особые правила исключения такой организации. Например, возражения можно подать не позднее 6 месяцев со дня публикации решения.

Закрепили, что предусмотренные ГК РФ последствия прекращения недействующего юрлица распространяются и на юрлиц, исключенных из реестра по специальным основаниям.

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) и вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись. Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. 3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения с указанием адреса, по которому могут быть направлены данные возражения. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем публикации указанного решения, на официальном сайте регистрирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются сведения о предстоящем исключении. В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или подпунктами "а" - "в" пункта 5 настоящей статьи, возражения против предстоящего исключения могут быть направлены в регистрирующий орган недействующим юридическим лицом, кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 5 настоящей статьи, возражения против предстоящего исключения могут быть направлены в регистрирующий орган кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. В случае принятия решения о предстоящем исключении в отношении некоммерческой организации в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива такое юридическое лицо может направить в регистрирующий орган заявление, предусмотренное пунктом 3.1 настоящей статьи. 3.1. В случае, если решение о предстоящем исключении принято в отношении некоммерческой организации в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива, регистрирующий орган в течение трех дней с момента принятия такого решения помимо совершения действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет такому юридическому лицу, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени такого юридического лица (в том числе по адресу электронной почты такого юридического лица при наличии указанных сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности. Уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности должно содержать сведения о порядке и сроках направления заявления таким юридическим лицом с указанием адреса, по которому может быть направлено заявление. 4. В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или подпунктами "а" - "в" пункта 5 настоящей статьи, возражения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, с приложением документов, подтверждающих обоснованность данных возражений, могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В предусмотренном пунктом 3.1 настоящей статьи случае заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня направления регистрирующим органом уведомления о принятии решения о предстоящем исключении. В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается. 5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях: а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи; в) принятия арбитражным судом судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом, поданного федеральным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - уполномоченный орган), в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденного по заявлению уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; г) наличия оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". 6. К случаям исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" пункта 5 настоящей статьи, также применяются положения пунктов 2 и 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. 7. В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 5 настоящей статьи, возражения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, с приложением документов, подтверждающих обоснованность данных возражений, могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем шесть месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении ООО из ЕГРЮЛ. Решение опубликовано в журнале "Вестник госрегистрации". ООО до истечения трехмесячного срока обратилось к своему должнику с уведомлением о заключении им договора уступки права требования к ИП (руководителю и участнику ликвидируемого ООО). Дата договора уступки права требования - 19.04.2019, решение о предстоящем исключении - от 22.04.2019 (в данный период времени руководитель ООО находился в местах лишения свободы). Возможно ли заключение указанного договора и подписание актов сверки после принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО из ЕГРЮЛ?

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня! РЕКЛАМА erid 4CQwVszH9pWwojUA9Q3

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2024. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

Разработчик ЭПС Система ГАРАНТ – ООО «НПП «Гарант-Сервис-Университет»

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ наименование статьи 21.1 изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. N 26-П

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 21.1 настоящего Федерального закона

О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 настоящего Федерального закона, см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. N 100, а также постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2021 г. N 51-П положения пункта 1 во взаимосвязи с пунктами 2 - 4 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в части их применения к гаражным (гаражно-строительным) кооперативам

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 13 ноября 2023 г. - Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. N 519-ФЗ

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2021 г. N 51-П положения пункта 2 во взаимосвязи с пунктами 1, 3- 4 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в части их применения к гаражным (гаражно-строительным) кооперативам

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) и вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 13 ноября 2023 г. - Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. N 519-ФЗ

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2021 г. N 51-П положения пункта 3 во взаимосвязи с пунктами 1, 2, 4 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в части их применения к гаражным (гаражно-строительным) кооперативам

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения с указанием адреса, по которому могут быть направлены данные возражения. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем публикации указанного решения, на официальном сайте регистрирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются сведения о предстоящем исключении.

В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или подпунктами "а" - "в" пункта 5 настоящей статьи, возражения против предстоящего исключения могут быть направлены в регистрирующий орган недействующим юридическим лицом, кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 5 настоящей статьи, возражения против предстоящего исключения могут быть направлены в регистрирующий орган кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

В случае принятия решения о предстоящем исключении в отношении некоммерческой организации в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива такое юридическое лицо может направить в регистрирующий орган заявление, предусмотренное пунктом 3.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 21.1 дополнена пунктом 3.1 с 14 апреля 2023 г. - Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 126-ФЗ

3.1. В случае, если решение о предстоящем исключении принято в отношении некоммерческой организации в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива, регистрирующий орган в течение трех дней с момента принятия такого решения помимо совершения действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет такому юридическому лицу, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени такого юридического лица (в том числе по адресу электронной почты такого юридического лица при наличии указанных сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности. Уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности должно содержать сведения о порядке и сроках направления заявления таким юридическим лицом с указанием адреса, по которому может быть направлено заявление.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 13 ноября 2023 г. - Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. N 519-ФЗ

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2021 г. N 51-П положения пункта 4 во взаимосвязи с пунктами 1 - 3 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в части их применения к гаражным (гаражно-строительным) кооперативам

4. В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или подпунктами "а" - "в" пункта 5 настоящей статьи, возражения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, с приложением документов, подтверждающих обоснованность данных возражений, могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

В предусмотренном пунктом 3.1 настоящей статьи случае заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня направления регистрирующим органом уведомления о принятии решения о предстоящем исключении.

В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ статья 21.1 дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 сентября 2017 г.

5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом "в" с 13 ноября 2023 г. - Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. N 519-ФЗ

в) принятия арбитражным судом судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом, поданного федеральным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - уполномоченный орган), в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденного по заявлению уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом "г" с 13 ноября 2023 г. - Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. N 519-ФЗ

г) наличия оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Информация об изменениях:

Статья 21.1 дополнена пунктом 6 с 13 ноября 2023 г. - Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. N 519-ФЗ

6. К случаям исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" пункта 5 настоящей статьи, также применяются положения пунктов 2 и 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 21.1 дополнена пунктом 7 с 13 ноября 2023 г. - Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. N 519-ФЗ

7. В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 5 настоящей статьи, возражения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, с приложением документов, подтверждающих обоснованность данных возражений, могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем шесть месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.


Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица

Статья 21.2. >>
Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения.
Содержание
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Проверьте данные о фирме в госреестре, пока ее оттуда не исключили

С 1 сентября налоговая может без суда исключить фирму из ЕГРЮЛ, если о ней указана недостоверная информация.

В интернете полно грозных статей и заголовков. Владельцы фирм испугались, что их бизнес внезапно прикроют. На самом деле всё не так страшно. Если знать, как это работает, и подготовиться, вам ничего не грозит.

За что фирму могут исключить из ЕГРЮЛ по новым правилам?

Новые правила ввел закон № 488-ФЗ. С 1 сентября 2017 года в законе о регистрации юрлиц появились еще два условия для исключения фирмы из реестра.

Теперь компанию могут исключить из ЕГРЮЛ :

  • а) если у нее нет денег на ликвидацию в обычном порядке;
  • б) в реестре больше полугода стоит отметка о недостоверных сведениях.

Тогда налоговики могут без разрешения владельца бизнеса фактически закрыть компанию. Она не сможет открывать расчетные счета, подписывать договоры и получать деньги. А если попытается, нарушит закон.

Просто так восстановить запись в реестре после исключения тоже нельзя. Придется открывать новую фирму.

Какие сведения могут быть недостоверными?

Это сведения, которые можно изменить после регистрации или формально указать в документах. Например об адресе или директоре.

Иногда при регистрации компании указывают один адрес, а на самом деле компания работает в другом месте. А там, где она числится, нет ни склада, ни офиса, ни производства — просто адрес для налоговой. Бизнесмен может вообще забыть, какой адрес указан в учредительных документах. Регистрация была давно, потом сменили десять офисов, открыли филиалы в регионах, а изменения внести забыли. Работают честно, а у налоговой претензии.

С директорами такая же история. По документам может проходить один человек, а на самом деле компанией руководит другой. А тот, кого налоговая считает директором, не принимает никаких решений, не ходит в банк, не подписывает документы и часто даже не в курсе, что он где-то директор.

Что сделает налоговая, если обнаружит такое?

Налоговая постоянно ищет недостоверные сведения. У нее свои способы это узнать. Поводом может быть даже заявление конкурента. Если найдут, пришлют официальное уведомление.

У компании есть месяц, чтобы предоставить правдивую информацию или убедить налоговую, что нарушений нет. Если за это время ничего не сделать, в реестре появится отметка о недостоверных сведениях.

Потом ждут минимум полгода. Если даже после этого не будет новых данных, по новым правилам фирму могут исключить из реестра.

Налоговая не сразу исключает фирмы. Если компания недавно сменила адрес, это не значит, что ее внезапно закроют. Хотя о смене данных нужно сразу сообщать в налоговую, но, даже если не успели, есть время навести порядок в документах.

Как узнать, какие записи есть в реестре?

Эта информация в открытом доступе. Можно проверить данные любой фирмы — не только своей. Всего за полгода в реестр внесли 300 тысяч таких записей.

Например, удобно проверять партнеров: вдруг о них есть недостоверные сведения. Налоговая может закрыть такую компанию, тогда будет сложно получить товар или деньги.

Данные о предстоящем исключении из реестра заранее публикуют в «Вестнике государственной регистрации».

В общем доступе есть данные о массовых адресах и директорах. Проверка бесплатная.

Если нет недостоверных данных, фирму не исключат?

Еще фирму могут исключить из реестра, если она больше года не пользуется хотя бы одним расчетным счетом и не сдает отчетность. Процедура будет такой же.

Фирму исключат бесплатно? Это же отличная схема, чтобы избавиться от ненужной компании, даже с долгами и штрафами.

Фирму исключат бесплатно, но избавиться от долгов не выйдет.

Если компания в стадии банкротства, из реестра ее не исключат. Если официально банкротства нет, всё равно будут учитывать интересы кредиторов. Через суд они смогут оспорить решение налоговой об исключении должника из реестра.

Избавиться от штрафов тоже не получится. Фирму исключат, а руководство всё равно могут привлечь к ответственности за нарушения.

Исключение из реестра — это право, а не обязанность налоговой. Даже с неправильным адресом и без отчетности компания может несколько лет числиться в реестре. Всё это время директору и фирме будут начислять штрафы, а долги никуда не денутся.

Зачем это нужно? Опять кошмарят бизнес?

Так налоговая борется с обналом и однодневками. Если фирма зарегистрирована по массовому адресу или оформлена на подставное лицо, скорее всего, она занимается чем-то незаконным. Например, помогает уходить от налогов, обналичивает преступные доходы или служит для кого-то прикрытием.

Если фирма реальная, у нее есть офис, а директор может прийти с паспортом к нотариусу, бояться нечего. А если директора не найти, фирма оформлена на украденный паспорт или купила адрес в бизнес-центре для отвода глаз, она не нужна. Налоговая ее закроет, и кому-то будет сложнее нарушать закон.

Новый порядок исключения из ЕГРЮЛ: почему изучать Контур.Фокус стоит еще внимательнее

28 декабря прошлого года Владимир Путин подписал Закон № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А именно — в федеральные законы № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Что же изменилось?

С одной стороны, ФНС получила большую, чем раньше, свободу действий.

С 01.09.2017 налоговики получат право исключать юрлицо из ЕГРЮЛ спустя шесть месяцев после того, как в реестр внесена отметка о недостоверности имеющихся сведений (новая редакция ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Как известно, с начала 2016 года, после изменений, внесенных в ст. 9 Закона № 129-ФЗ, ФНС может проверять сведения о компании не только тогда, когда владельцы регистрируют ее или вносят в реестр изменения. Достаточно любых подозрений на недостоверность сведений в ЕГРЮЛ (массовый учредитель, массовый директор, массовый адрес), и может начаться проверка. Согласно Приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, участие в ней самого проверяемого совсем не обязательно. Например, для осмотра помещения, в котором зарегистрирована компания, достаточно двух понятых или же видеозаписи.

Если налоговики не обнаружат компании по адресу, указанному в реестре, ее учредителям и руководству будет направлено письмо с требованием внести изменения в ЕГРЮЛ.

Если в течение 30 дней реакции на письмо не поступит, налоговая служба имеет право вносить в ЕГРЮЛ запись о недостоверности информации. И начнется отсчет шести месяцев, после истечения которых компания исчезнет из ЕГРЮЛ, если только в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении от юридического лица, кредиторов и иных лиц, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, не поступит заявление.

С 01.09.2017 вступает в силу положение о том, что заявления владельцев или кредиторов исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица, подаваемые в трехмесячный срок с момента публикации решения о предстоящем исключении, должны быть мотивированными (новая редакция ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Раньше этот термин не использовался. В текущей редакции ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ гласит:

«3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления».

Видимо, под «мотивированностью» следует понимать детальное раскрытие сведений о том, каким именно образом исключение контрагента из ЕГРЮЛ наносит ущерб заявителям.

Форма заявления будет утверждена ФНС отдельно в ближайшее время.

С другой стороны, появились новые ограничения.

С 28.06.2017 запрещено исключать из ЕГРЮЛ банкротящиеся компании (новая редакция ст. 28 Закона № 127-ФЗ и ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве обязан в трехдневный срок представлять в ФНС сведения о начале процедуры банкротства компании (о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства). На ФНС, соответственно, возложена обязанность в трехдневный срок вносить полученные сведения в ЕГРЮЛ. И в этом случае принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ начинать нельзя.

Подчеркнем, юрлицо с долгами вполне может быть исключено из реестра. Долг перед бюджетом при этом будет признан безнадежным к взысканию. А вот что касается обязательств перед кредиторами, то тут все зависит от их расторопности в инициировании банкротства либо подаче заявления о приостановке процедуры исключения должника из ЕГРЮЛ.

Кроме этого, появился новый, «компромиссный» вариант исключения из ЕГРЮЛ.

С 01.09.2017 принудительный порядок исключения из ЕГРЮЛ может применяться «в случае невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) (новая редакция ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Данная норма уже закреплена в Гражданском кодексе РФ, теперь дело дошло и до закона о регистрации. При внимательном рассмотрении нетрудно заметить, что это промежуточный вариант между добровольной ликвидацией и принудительным исключением из ЕГРЮЛ, своеобразная альтернатива банкротству.

Детали его применения еще не ясны, но ясно, что участники исключаемого общества должны будут обосновать в налоговой свою неготовность брать на себя расходы по ликвидации.

Наконец, ужесточена ответственность владельцев исключаемой из ЕГРЮЛ компании.

Теперь исключение недействующего общества из ЕГРЮЛ может не отменять субсидиарной ответственности его участников или руководства по долгам компании — если они действовали, как сказано в законе, «недобросовестно или неразумно» (новая редакция ст. 3 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», действует с 28.06.2017).

Субсидиарная ответственность по обязательствам ликвидированного общества может быть наложена по заявлению кредитора.

Что делать, если вы контрагент проблемной компании?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении. В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в ЕГРЮЛ.

Если вы кредитор проблемной компании, вам нужно внимательнее отслеживать Контур.Фокус на предмет того, не появилось ли на карточке контрагента решение налоговой службы о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ. Напоминаем, на мотивированное опротестование дается три месяца.

Стоит проявлять большую активность в инициировании процедур банкротства «безнадежного» контрагента — это поможет удержать ФНС от исключения такого контрагента из реестра. Конечно, предъявлять требования можно и после ликвидации — именно об этом написано абзацем выше. Но это, как вы понимаете, процедура совершенно не отработанная, и в любом случае шансов на взыскание долга в этом случае будет меньше.

Что делать, если вы владелец или директор «зависшей» компании?

Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

Во-первых, если фирма исключена из ЕГРЮЛ при наличии задолженности в бюджет, признанной безнадежной к взысканию, ее учредители и руководитель в течение трех лет не смогут зарегистрироваться в качестве учредителей и руководителей других организаций (пп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, действует с 1 января 2016 года).

Во-вторых, если долги остались перед контрагентами, их можно будет взыскивать в порядке субсидиарной ответственности (об этом мы уже написали выше).

В-третьих, в период ожидания руководитель рискует набрать административных штрафов по ст. 119 (непредставление декларации), 126 (непредставление сведений и документов по требованию ИФНС) НК РФ и по ст. 13.19 (непредставление данных в Росстат), 15.5 (нарушение сроков представления декларации) КоАП РФ.

Вывод: пассивно дожидаться исключения своей фирмы из ЕГРЮЛ не стоит. Заплатить по долгам в той или иной форме все равно придется.

А можно ли обжаловать исключение из ЕГРЮЛ?

Да, можно, через арбитражный суд. Это могут сделать не только владельцы исключенной компании, но и ее кредиторы и вообще все лица, чьи права затронуты исключением. Заявление можно подать в течение трех месяцев с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права (п. 4 ст. 198 АПК). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение налоговой об исключении из ЕГРЮЛ может быть отменено по следующим основаниям:

  • у ИФНС отсутствовали основания для исключения;
  • заявление об отмене решения подавалось в пределах трехмесячного срока (оно было обоснованным и с соблюдением формы);
  • ИФНС нарушила процедуру исключения, описанную в законе.

Как видите, исключение из ЕГРЮЛ теперь проходит в новых условиях. Если для вас важно повлиять на действия ФНС, нужно проявлять повышенное внимание к изменениям открытых данных. Пользуясь нашим сервисом, вы сможете отследить, не нависла ли угроза исключения из ЕГРЮЛ над одним из ваших контрагентов.

Малому бизнесу упростили исключение из ЕГРЮЛ

Малому бизнесу упростили исключение из ЕГРЮЛ

1 июля вступает в силу закон об упрощенном исключении организаций малого и среднего бизнеса из ЕГРЮЛ.

Налоговая будет рассматривать заявление в течение пяти дней и начинать процесс ликвидации. До этого добровольная процедура закрытия фирмы была довольно сложной и дорогой, а еще занимала много времени — от шести месяцев до года.

Заявление может подать учредитель или руководитель организации. Если участников несколько, то решение о ликвидации компании должно быть единогласным и в документе должны расписаться все.

Компания, которая хочет ликвидироваться, должна соответствовать нескольким критериям:

  1. Входить в реестр субъектов МСП.
  2. Полностью рассчитаться с кредиторами и сотрудниками.
  3. Не быть плательщиком НДС или иметь освобождение от уплаты налога.
  4. Не находиться в процессе банкротства, реорганизации или ликвидации.
  5. Не иметь долгов по налогам и сборам.
  6. Не иметь в собственности недвижимость и транспорт.
  7. Не иметь записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в реестре.

Обложка статьи

Как устроен процесс. Налоговая получает заявление и в течение пяти дней принимает решение об исключении юрлица из ЕГРЮЛ. Решение опубликуют в «Вестнике государственной регистрации» — на это уйдет до трех дней. Если в течение трех месяцев не появятся претензии кредиторов, компанию уберут из ЕГРЮЛ. Все это время, пока организация числится в реестре, она продолжает сдавать бухгалтерскую отчетность и отчеты по налогам и сотрудникам.

Типовая форма и правила заполнения пока что в разработке у налоговой. Заявление можно будет отправить в цифровом виде с квалифицированной электронной подписью — если участников несколько, КЭП нужна всем, — или на бумаге: в этом случае подписи нужно заверить у нотариуса. Он же передаст документ в налоговую.

Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Исключение из Реестра: новые правила

Каляев Павел

С 13 ноября 2023 г. начали действовать поправки в Закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральным законом от 2 ноября 2023 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”» внесены изменения в процедуру исключения юрлиц и индивидуальных предпринимателей из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, а также в процедуру регистрации ИП. Кроме того, указаны дополнительные основания для ограничения возможности включения в Реестр сведений об учредителе (участнике) и руководителе юрлица.

Из ст. 22.1 Закона о госрегистрации юридических лиц исключен пункт о необходимости представления основного документа, удостоверяющего личность физического лица, для регистрации в качестве ИП. При этом важно, что при регистрации в качестве предпринимателя по-прежнему необходимо представлять сведения об адресе места жительства, который обычно указан в основном документе. Изменения не касаются иностранных граждан – от них также требуется документ, удостоверяющий личность. Таким образом, до появления практики ФНС регистрации российских граждан в качестве ИП по новым правилам нельзя однозначно утверждать, понадобится паспорт в полном объеме (как прежде) или достаточно страницы с регистрацией либо паспорт не понадобится вовсе.

Важной новеллой стало и то, что теперь в ЕГРИП будет вноситься информация о предстоящем исключении ИП из Реестра, что раньше было предусмотрено только в отношении юридических лиц. Для этих целей введено дополнительное основание для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ИП за нарушение Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ). Для определения лиц, нарушающих «антиотмывочный» закон, Банк России создал специальный сервис, доступ к которому предоставлен кредитным организациям. Так, если данный сервис отнесет предпринимателя к высокой категории риска вовлеченности в проведение подозрительных операций, это может послужить основанием для его исключения из ЕГРИП. Конечное решение (которое можно будет оспорить) остается за банком, поскольку информация платформы является для кредитных организаций вспомогательной, а окончательную оценку добросовестности бизнеса клиентов с точки зрения «антиотмывочного» законодательства банки дают самостоятельно.

Указанное в равной степени применимо к юридическим лицам. Закон о госрегистрации юридических лиц также дополнен основанием для исключения юрлица из ЕГРЮЛ на основании судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур.

Помимо прочего, если индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, информация об этом теперь также будет отражаться в ЕГРИП.

Возражения против предстоящего исключения из Реестра почти во всех случаях, кроме исключения по причине нарушения «антиотмывочного» законодательства, могут быть направлены в регистрирующий орган непосредственно ИП или ООО, в отношении которых начата такая процедура. Напомню, ранее возражения могли заявлять только кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Теперь регистрирующим органом одновременно с решением о предстоящем исключении будут публиковаться сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения с указанием адреса, по которому могут быть направлены возражения. Срок подачи возражения для прекращения процедуры исключения по-прежнему составляет три месяца с момента внесения соответствующей записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Только для исключения по причине нарушения Закона № 115-ФЗ предусмотрен больший срок подачи возражений – шесть месяцев.

В поправках зафиксированы дополнительные основания для ограничения возможности включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителе (участнике) и руководителе юрлица. Таким образом, лицу с ограничениями, предусмотренными пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юридических лиц, нельзя будет создать новое ООО либо стать участником действующего, а также занимать в нем должность руководителя. Напомним, что ранее ограничения в случае принудительного исключения общества из ЕГРЮЛ накладывались на участников (учредителей) и руководителей при соблюдении одновременно двух условий: лицо на момент исключения общества из ЕГРЮЛ владело не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников общества либо было его руководителем, и при этом юрлицо имело задолженность перед бюджетом или бюджетными системами субъектов РФ. Теперь к списку оснований для таких ограничений добавлены исключение юрлица в связи как с нарушением «антиотмывочного» законодательства, так и с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности. Налоговые органы на практике и ранее придерживались этого подхода, но теперь он закреплен законодательно. Такие ограничения действуют в течение трех лет.

Резюмируя, подчеркну, что продолжается глубокая интеграция в работе между кредитными организациями и регистрирующими органами по новым направлениям взаимодействия. Так, если раньше банки ориентировались на специальный сервис исключительно в собственных интересах, то теперь законодателю стало ясно, что эти интересы совпадают с целями налоговиков в ликвидации преступного бизнеса, созданного ради легализации денежных средств. Почти все остальные поправки, внесенные в Закон о госрегистрации юридических лиц, направлены также на борьбу с брошенным бизнесом, чтобы «очистить» ЕГРЮЛ и ЕГРИП от недействующих компаний и ИП.

ВС разъяснил порядок исключения из ЕГРЮЛ при наличии у юрлица неисполненных обязательств

Один из экспертов отметил, что пренебрежение сроками при проведении «зачистки» в ЕГРЮЛ нарушает права возражающего исключению кредитора, поскольку не позволяет взыскать задолженность. Другой считает, что позиция Верховного Суда защищает права кредиторов и позволяет им предпринять действия в отношении взыскания долга, что было бы невозможно в случае исключения компании из реестра.

Верховный Суд опубликовал Определение № 305-ЭС21-7837 от 28 октября по делу № А40-40380/2020 об оспаривании исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Исключение из ЕГРЮЛ

23 ноября 2017 г. Межрайонной ИФНС № 46 по г. Москве в отношении ООО «Танаис» была внесена запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ об адресе юрлица. В связи с этим 30 апреля 2019 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о предстоящем исключении общества из реестра как недействующего.

Между тем 2 июля 2019 г. от директора ООО «Строй-Ком» в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП поступили возражения относительно исключения ООО «Танаис» из ЕГРЮЛ в связи с наличием у этого общества неисполненных обязательств по возврату денежных средств. Задолженность «Танаиса» в размере 480 тыс. руб. была установлена вступившим в законную силу решением АС г. Москвы по делу № А40-10183/2019.

5 июля 2019 г. МИФНС № 46 по Москве направила в адрес ООО «Строй-Ком» письмо об удовлетворении его возражений, в котором указала, что 3 июля в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении процедуры исключения ООО «Танаис» из реестра. Однако 29 июля 2019 г. инспекцией повторно было принято решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений о недостоверности, о чем 31 июля 2019 г. в реестр была внесена соответствующая запись. Данные сведения были опубликованы в Вестнике государственной регистрации.

Поскольку в течение трех месяцев после этого в инспекцию не поступило заявлений от лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в связи с предстоящим исключением ООО «Танаис» из реестра, 14 ноября 2019 г. в него была внесена запись об исключении юридического лица на основании подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (№ 129-ФЗ).

Не согласившись с действиями налогового органа, правопреемник общества «Строй-Ком» юридическая компания «Актив» обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительной записи о прекращении деятельности юридического лица, внесенной в ЕГРЮЛ инспекцией в отношении ООО «Танаис». Истец указал, что решение инспекции не соответствует Закону № 129-ФЗ, в связи с чем просил инспекцию устранить нарушение его прав и законных интересов путем аннулирования записи. Компания отметила, что повторная процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована инспекцией до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

Три инстанции отказали в удовлетворении требований

Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из того, что наличие оснований, указанных в подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, является достаточным для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Они указали, что положения ст. 21.1 закона применяются с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение на сайте ФНС, а также возможность направления заявления, препятствующего внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из реестра, пояснили суды.

Исключение ООО «Танаис» из ЕГРЮЛ, как указали суды, было осуществлено инспекцией с учетом предоставленных заинтересованным лицам гарантий, которыми они не воспользовались, а именно направление в адрес регистрирующего органа заявления, препятствующего принятию решения об исключении юридического лица из реестра. Они обратили внимание, что заявителю было известно о последовательности действий в случае принятия инспекцией повторного решения о предстоящем исключении «Танаиса» из ЕГРЮЛ и он мог предпринять соответствующие действия.

Суды пришли к выводу, что неисполнение обязательств по погашению задолженности общества перед кредиторами при наличии оснований для исключения из ЕГРЮЛ, предусмотренных ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, само по себе не препятствует совершению регистрационных действий. Кроме того, компания «Актив» вправе воспользоваться дополнительными гарантиями, предусмотренными для кредиторов исключенных из ЕГРЮЛ юридических лиц, которые установлены действующим законодательством (ст. 53.1, п. 5.2 ст. 64, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

ВС выявил ошибки нижестоящих инстанций

В кассационной жалобе в Верховный Суд компания «Актив» со ссылкой на существенные нарушения нижестоящими инстанциями норм материального права просила отменить их судебные акты.

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что согласно п. 1 ст. 64.2 ГК, п. 1 и 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица. Суд пояснил, что согласно подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Так, ВС указал, что в силу действующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе, фактически ликвидируется как недействующее юридическое лицо.

Читайте также Налоговики не дали КС возможности высказаться ФНС исправила внутриведомственную ошибку, но проблема осталась не урегулированной законодательно
31 октября 2018 Мнения

Обращаясь к Постановлению КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П и к определениям КС РФ от 17 января 2012 г. № 143-О-О и от 17 июня 2013 г. № 994-О, Верховный Суд отметил, что такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Ссылаясь на Постановление КС РФ от 18 мая 2015 г. № 10-П, ВС разъяснил, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом законных интересов кредиторов и иных лиц, чьи права затрагиваются таким исключением. Суд добавил, что такие лица могут направить заявление об обжаловании решения об предстоящем исключении должника в срок не позднее чем три месяца со дня его опубликования. При этом ВС обратил внимание, что в соответствии с п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Верховный Суд напомнил, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, добавил ВС. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

В рассматриваемом случае Суд учел то обстоятельство, что на момент принятия повторного решения о предстоящем исключении «Танаиса» из ЕГРЮЛ инспекции было достоверно известно о наличии возражений кредитора исключаемого из реестра юридического лица на совершение регистрационных действий. «Материалы дела не содержат доказательств, позволяющих полагать, что кредитор по истечении 27 дней (возобновление процедуры ликвидации) после направления возражений утратил интерес к сохранению правоспособности ООО “Танаис” и совершению действий по защите своих прав», – отмечено в определении.

ВС добавил, что указанный срок не может быть признан разумным, позволяющим возложить на компанию «Актив» обязанность проверять наличие в отношении ООО «Танаис» возбужденных процедур исключения из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке. Такой незначительный срок с момента прекращения процедуры исключения и до момента ее возобновления фактически привел к необоснованному преодолению возражений лица, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением из ЕГРЮЛ общества «Танаис», что не отвечает принципу необходимости соблюдения баланса частноправовых и публичных интересов.

Читайте также

Исключения из ЕГРЮЛ и неисполнения обязательств недостаточно для привлечения к субсидиарной ответственности

Как указал Верховный Суд, для этого необходимо, чтобы неразумные или недобросовестные действия лиц, указанных в ст. 53.1 ГК, привели к фактическому банкротству организации

07 февраля 2020 Новости

Кроме того, Суд указал, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению инспекции в силу ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ само по себе не является достаточным основанием для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности ввиду того, что одним из условий удовлетворения требования кредиторов является установление того обстоятельства, что долг возник в результате неразумности и недобросовестности лиц.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке ранее истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры при наличии неисполненных ООО «Танаис» обязательств нарушает права заявителя, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора. Судебная коллегия ВС посчитала вывод судов о правомерности действий налоговой инспекции по исключению общества из ЕГРЮЛ неверным и отменила их судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Эксперты прокомментировали выводы ВС

Ведущий юрист практики «Налоговые споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Александр Земченков отметил, что сам по себе вопрос административной ликвидации юридических лиц в настоящее время является довольно актуальным. Так, только за девять месяцев 2021 г. налоговым органом было исключено из ЕГРЮЛ более 250 тыс. юридических лиц. В большинстве случаев в качестве основания для исключения выступала недостоверность сведений в реестре, пояснил Александр Земченков.

Эксперт подчеркнул, что рассмотренный Верховным Судом вопрос срока повторной процедуры исключения из ЕГРЮЛ регулярно встречается в судебной практике. Александр Земченков заметил, что позиция судов, аналогичная отраженной в рассматриваемом определении ВС, почти ежегодно попадала в обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов, направляемые ФНС территориальным органам (письма ФНС России от 9 июля 2018 г. № ГД-4-14/13083; от 31 июля 2020 г. № КВ-4-14/12315; от 30 июля 2021 г. № КВ-4-14/10747). «Остается надеяться на то, что поскольку в этом году это уже не первое определение ВС по данному вопросу (ранее идентичный вывод был отражен в Определении № 305-ЭС21-2734 от 1 июля 2021 г. по делу № А40-58641/2020), наконец точка в данном вопросе будет поставлена», – прокомментировал эксперт.

Александр Земченков положительно оценил то, что Верховый Суд обратил внимание на тот факт, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа само по себе не является достаточным основанием для привлечения его контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Эксперт отметил, что на возможность применения механизма привлечения к субсидиарной ответственности зачастую указывали налоговые органы, да и многие нижестоящие суды, как, например, в рассматриваемом деле, отбиваясь от доводов истцов о нанесении ущерба кредиторам. «В связи с этим пренебрежение сроками при проведении “зачистки” в ЕГРЮЛ нарушает права возражающего исключению кредитора, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения его требований. Изложенный подход вселяет надежду на появление рабочего механизма контроля над исключением должников с бонусом в виде “12-месячного окна” для взыскания задолженности», – заключил Александр Земченков.

Адвокат МКА «Филиппов и партнеры» Роман Шишкин также считает, что вопрос исключения компании из ЕГРЮЛ является очень важным для текущей деятельности, так как, по сути, по инициативе ИФНС ставится вопрос о юридической правоспособности юридического лица. Эксперт указал, что запись о недостоверности сведений ЕГРЮЛ может быть внесена по различным основаниям, например в случае проведения налоговым органом осмотра местонахождения компании по юридическому адресу либо получения ответа от арендодателя о незаключении договора аренды.

По мнению Романа Шишкина, определение ВС формирует положительную практику для кредиторов юридического лица, так как защищает их интересы и позволяет взыскать задолженность, избежав формального довода о неисполнении обязательств ввиду исключения должника из реестра. Эксперт полагает, что с высокой долей вероятности в рамках нового рассмотрения заявленные требования будут удовлетворены.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ

10.07.2019 распечатать Для организаций, не ведущих деятельность, существует угроза так называемой “принудительной” ликвидации. То есть решение об исключении организации из ЕГРЮЛ принимает налоговая инспекция. Однако у участников недействующей фирмы и ее кредиторов есть возможность повлиять на ситуацию, чтобы ФНС не стала принимать такое решение. Для этого нужно иметь четкое представление о процедуре ликвидации компании по инициативе налоговиков.

Процесс исключения из ЕГРЮЛ организаций, не ведущих деятельность, прописан в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ).

Когда инспекция может принять решение об исключении из ЕГРЮЛ

Исключить из ЕГРЮЛ по собственному решению налоговики могут организацию, признанную фактически прекратившей деятельность. Недействующими считаются организации, которые в течение 12 месяцев, предшествую-щих принятию решения об их исключения из ЕГРЮЛ, не представляли налоговую отчетность и не имели операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Если эти признаки имеют место одновременно, инспекция принимает решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ. Заметим, что решение не может быть принято, если у инспекции есть сведения о том, что в отношении недействующей фирмы возбуждено дело о банкротстве и проводятся соответствующие процедуры (п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Как исключают из ЕГРЮЛ

  • от самого юрлица, подлежащего исключению;
  • его кредиторов или других лиц, чьи права затрагиваются в связи с его исключением из ЕГРЮЛ.

На подачу заявлений дается три месяца со дня опубликования решения. Также указывается адрес, по которому можно направить заявления. Таким образом, появляется шанс повлиять на принятие окончательного решения.

Заявление можно направить почтой, через Интернет либо принести лично в налоговую.

Если налоговики получат заявления с возражениями и сочтут их обоснованными, решение об исключении организации из ЕГРЮЛ они не примут. Это прописано в пункте 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ. Если же заявлений не было, то организация исключается из реестра.

Таким образом, информацию, касающуюся исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, можно получать из журнала “Вестник государственной регистрации” и непосредственно из ЕГРЮЛ.

Только имея такую информацию, можно своевременно направить возражения относительно предстоящего исключения и предотвратить его.

Эксперт “НА” В.Ю. Кирпичников

В статье использованы фото с сайта freepik.com

Решение о предстоящем исключении юридического лица из егрюл через сколько исключат

В Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон о госрегистрации) внесены изменения, касающиеся порядка регистрации организаций и ИП, а также внесения и исключения сведений о них из соответствующих реестров. Изменения действуют с 13.11.2023. Рассмотрим их подробнее.

В реестрах ЮЛ и ИП стало больше сведений

В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) теперь больше сведений.

В него включают (помимо прочего):

  • сведения о том, что в отношении юридического лица принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (пп. "и.4" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации);
  • сведения о том, что в отношении ИП принято решение о предстоящем исключении из ЕГРИП (пп. "т" п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации);
  • сведения о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (пп. "у" п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации). Эти сведения вносятся в ЕГРИП регистрирующим органом при регистрации ИП или при внесении изменений в сведения о нем в ЕГРИП;
  • сведения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии оснований, перечисленных в п. 1 ст. 21.1 Закона о госрегистрации (п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

Оснований для исключения из реестров стало больше

Перечень оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ст. 21.1 Закона о госрегистрации) стал шире. Теперь исключение возможно также в случаях:

  • возвращения судом заявления о признании организации банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденного по иску уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств на проведение процедуры банкротства (пп. "в" п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации). Уполномоченным органом может быть федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта РФ, а также органы местного самоуправления, уполномоченные представлять требования по денежным обязательствам от имени субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
  • неподачи заявления об отсутствии оснований для применения ограничительных мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов со стороны организации и ИП, которые отнесены к группе высокой степени риска совершения подозрительных денежных операций (пп. "г" п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

Основанием для принятия решения о будущем исключении ИП из ЕГРИП теперь являются:

  • наличие всех указанных в п. 1 ст. 22.4 Закона о госрегистрации условий, а именно:
    • истечение 15 месяцев со дня окончания действия патента или непредставление в течение 15 последних месяцев отчетности, сведений о расчетах, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
    • наличие недоимки и задолженности по налогам и сборам
    • неподача заявления об отсутствии оснований для применения ограничительных мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов (п. 4 ст. 7.8 Закона № 115-ФЗ).

    Обратите внимание, что в первом условии исключения из ЕГРИП говорится либо об истечении 15 месяцев со дня окончания патента, либо о непредставлении отчетности в течение месяца, то есть для принятия решения налоговой достаточно наличия одного из этих условий. Вместе с тем, заметим, что далеко не во всех случаях ИП, применяющий систему налогообложения, отличную от ПСН, обязан сдавать отчетность. Например, при применении АУСН он освобожден от ее сдачи. По нашему мнению, в таком случае регистрирующий орган не сможет исключить ИП из реестра по причине отсутствия оснований для этого. А именно не будет факта истечения 15 месяцев с окончания патента из-за отсутствия патента, а сдавать отчетность он не обязан в силу закона. Аналогичные выводы приводятся в разъяснениях, сделанных в частном порядке Советником государственной гражданской службы РФ 2 класса Е. И. Ефремовой.

    Процедура исключения из реестра выглядит следующим образом.

    1. Регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении компании или ИП и вносит соответствующую запись в соответствующий реестр.
    2. В течение трех календарных дней с момента принятия решения регистрирующий орган публикует свое решение в "Вестнике государственной регистрации". Вместе с решением публикуются сведения о порядке направления возражений на принятое решение об исключении.
    3. В течение одного рабочего дня с публикации в "Вестнике государственной регистрации" аналогичная информация публикуется на сайте "Вестника…".
    4. Заинтересованные лица направляют возражения против исключения организации или ИП из реестра. Подать их можно лично, по почте или онлайн.

    Возражения против предстоящего исключения из реестра теперь могут подать сами организации и ИП. Ранее такая возможность была предусмотрена только для кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивались таким исключением.

    Копия паспорта при регистрации ИП больше не нужна

    Из перечня документов, которые подаются в регистрирующий орган при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, исключили копию основного документа физического лица – гражданина РФ (п. 1 ст. 22.1 Закона о госрегистрации). Таким образом, представлять в регистрирующий орган копию паспорта при регистрации ИП (гражданина России) больше не понадобится. Иностранцам, которые регистрируются в качестве ИП, паспорт по-прежнему нужен.

    Расширен перечень лиц, которые не войдут в ЕГРЮЛ

    Скорректирован перечень лиц, которых регистрирующий орган не будет включать в число учредителей (участников) организации, или лиц, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

    Налоговая откажется регистрировать изменения в ЕГРЮЛ, если среди лиц, которых заявитель просит включить в реестр, обнаружатся лица, которые владели не менее чем 50 процентами голосов от общего количества голосов участников ООО, либо руководители (лица, имеющие право действовать от имени организации без доверенности) юридического лица, которое было исключено из ЕГРЮЛ в течение 3 предшествующих лет по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 7.8 Закона № 115-ФЗ (неподача заявления об отсутствии оснований для применения ограничительных мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов).

    Смотрите также

    • Регистрация ООО
    • Каковы последствия исключения ООО из ЕГРЮЛ для ее учредителя?
    • Как быть, если из-за недостоверного адреса ИФНС исключила из ЕГРЮЛ действующее юрлицо?
    Подпишитесь на новости

    Не пропускайте последние новости - подпишитесь
    на бесплатную рассылку сайта:

    • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
    • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
    • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Популярные сообщения из этого блога

Уведомление о расторжении договора купли продажи в одностороннем порядке образец

Какие формы баланса сдает ооо на усн