Отношением величины чистой прибыли к себестоимости

Как рассчитать рентабельность продукции?

Рентабельность продукции входит в систему показателей рентабельности. В чем сущность этого показателя, как его посчитать и о чем он может рассказать налоговикам, читайте в данной статье.

  • Для чего считают рентабельность
  • Рентабельность продукции - что это?
  • Как рассчитать рентабельность продукции
  • Формула рентабельности продукции по балансу
  • Низкая рентабельность продукции - маячок для налоговиков
  • Итоги

Для чего считают рентабельность

Каждый собственник предприятия, его потенциальный или реальный инвестор заинтересованы в получении информации о том, насколько эффективно оно функционирует. Оценить эффективность бизнеса нам помогает финансовый анализ. С его помощью можно составить представление о текущей деятельности компании, а можно сделать прогноз. Также финанализ используют перед стартом, например для разработки бизнес-планов или стратегий развития. При этом важное место занимает анализ рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель прибыльности. Это не единый показатель, а целая система, совокупность показателей. Основные из них - рентабельность продаж, активов, собственного капитала, а также рентабельность продукции. О последней мы и поговорим в этой статье.

Рентабельность продукции - что это?

Рентабельность продукции — это отношение прибыли к себестоимости, то есть к затратам на производство и реализацию продукции. Она снабжает заинтересованных лиц информацией о том, сколько прибыли дает каждый рубль, затраченный на производство, то есть показывает отдачу от понесенных расходов.

Как рассчитать рентабельность продукции

Рассчитывают как рентабельность продукции в целом по компании, так и рентабельность отдельных видов изделий.

Общая формула ее расчета выглядит так:

Rпр = Пр / Сс × 100,

Rпр — рентабельность продукции;

Однако с учетом целей анализа рентабельность продукции можно считать:

  • по чистой прибыли или по прибыли от продаж;
  • полной себестоимости продукции или только по производственной.

В зависимости от этого будет различаться и итоговая формула расчета.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали рентабельность продаж. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Формула рентабельности продукции по балансу

Для расчета рентабельности продукции форма 1 бухгалтерского баланса не потребуется. Вся необходимая для расчета информация есть в отчете о финансовых результатах (форма 2).

Обратите внимание! В бланк баланса и отчета о финансовых результатах внесены правки. Подробнее об изменениях читайте в материале «Изменения в бухгалтерской отчетности с 2020 года».

Приведем возможные формулы расчета.

  1. Формул рентабельности продукции по чистой прибыли и полной себестоимости такова:

Rпр = Строка 2400 формы 2 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220 формы 2 × 100.

  1. Рентабельность продукции по чистой прибыли и производственной себестоимости считают по формуле:

Rпр = Строка 2400 формы 2 / Строка 2120 формы 2 × 100.

  1. Для рентабельности продукции по прибыли от продаж и полной себестоимости используют такую формулу:

Rпр = Строка 2200 формы 2 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220 формы 2 × 100.

  1. А для рентабельности продукции по прибыли от продаж и производственной себестоимости - формулу:

Rпр = Строка 2200 формы 2 / Строка 2120 формы 2 × 100.

Рентабельность продаж, рассчитанная как соотношение прибыли от продаж и полной себестоимости (см. формулу расчета № 3 в данном разделе) в среднем по стране находится на уровне 12%. Однако она сильно различается по отраслям. Поэтому сравнивать свою рентабельность следует со среднеотраслевой.

Низкая рентабельность продукции - маячок для налоговиков

В заключение отметим, что рентабельность продукции является одним из критериев оценки риска попадания в план налоговых проверок, предусмотренных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Критическим считается отклонение рентабельности от средней по отрасли на 10 и более процентов. Это своеобразный сигнал налоговикам для постановки организации на контроль. Среднеотраслевые значения рентабельности продукции с 2006 года приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Рекомендуем сверять свою рентабельность с этими значениями. Посмотреть среднеотраслевую рентабельность (скачать приложение 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) можно на сайте налоговой службы.

Итоги

Расчет рентабельности продукции необходим как для оценки эффективности функционирования производства, так и для планирования взаимодействия с налоговыми органами. Если показатели рентабельности организации будут меньше, чем среднеотраслевые, на 10 и более процентов, это означает, что она попадает в зону риска и может быть включена в план выездных налоговых проверок.

Порядок расчета рентабельности предприятия (формула)

Рентабельность предприятия — об этом понятии, пожалуй, слышал каждый. Оно знакомо даже тем, кто далек от бизнеса и финансового анализа. О чем говорит рентабельность предприятия и как ее рассчитать, вы узнаете из нашей статьи.

Существует ли формула рентабельности предприятия

Мы привыкли к тому, что для каждого финансового показателя существует своя формула расчета. Но попробуйте задать в поисковике «формула расчета рентабельности предприятия», и отдельного алгоритма вычислений не найдете. Все из-за того, что рентабельность предприятия — это не отдельный показатель, а целый комплекс, система различных показателей рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель прибыльности. С его помощью можно определить, насколько эффективно работает компания, с какой отдачей используются ее капитал и активы. Основное предназначение рентабельности предприятия — показать, какую сумму прибыли приносит компании каждый вложенный в нее рубль.

Что же входит в систему показателей рентабельности предприятия? Давайте разберемся.

Порядок расчета рентабельности предприятия

Рентабельность предприятия оценивают с разных сторон. Для этого используют широкий спектр показателей рентабельности. Основные из них таковы:

  1. Общая рентабельность, ее еще называют рентабельностью продаж. Она представляет собой отношение прибыли к объему продаж и показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль выручки.
  1. Следующий показатель, значимый при анализе рентабельности предприятия, — рентабельность его активов. Его цель — показать, какую сумму прибыли отдает каждый рубль, истраченный фирмой на приобретение имущества. В этом случае при расчете прибыль соотносят с величиной активов — суммарных, внеоборотных или оборотных.
  1. Для определения эффективности использования собственного капитала рассчитывают его рентабельность как отношение прибыли к величине собственного капитала. Его значимость в том, что он отражает эффект от использования собственных средств компании без учета сторонних заимствований.
  1. И конечно, рентабельность предприятия невозможно оценить без показателя рентабельности продукции. Он рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости и информирует о том, какова доля прибыли в каждом рубле, истраченном на производство продукции.

Это самые основные показатели рентабельности предприятия. С учетом конкретных целей анализа можно рассчитать и другие, например рентабельность персонала, рентабельность чистых активов и т.д.

Коэффициенты рентабельности посчитаны — что дальше

Сами по себе рассчитанные коэффициенты — это просто цифры, по которым сложно судить, эффективен ли бизнес. Для оценки рентабельности предприятия полученные в результате расчетов данные нужно с чем-то сравнить. Нормативных значений для рентабельности не предусмотрено, поэтому их сопоставляют со средними значениями по отрасли.

Не менее важно отслеживать динамику показателей рентабельности. Их сравнение за несколько лет покажет, растет или снижается эффективность компании.

Для более глубокого анализа, а также выявления резервов роста используют факторные модели рентабельности.

Итоги

Рентабельность предприятия невозможно рассчитать по единой формуле. Такой формулы попросту не существует. Чтобы проанализировать эффективность бизнеса, придется рассчитать целый комплекс «рентабельных» коэффициентов. Что делать с ними потом? Это зависит от цели, которая стоит перед вами.

Рентабельность продукции: по какой формуле её рассчитывать и как анализировать

Как понять, какой товар выпускать выгодно, а какой лучше снять с производства? Рассчитать рентабельность продукции. Рассказываем, как это сделать.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Ксеня Шестак

Ксеня Шестак

Рассказывает просто о сложных вещах из мира бизнеса и управления. До редактуры — пять лет в банке и три — в оценке имущества. Разбирается в Excel, финансах и корпоративной жизни.

Рентабельность продукции — важный показатель для компаний, которые продают собственные товары или услуги. С помощью него можно понять, на какую продукцию нужно сократить издержки, а какую лучше полностью снять с производства.

В статье рассказываем:

  • что такое рентабельность продукции;
  • как её рассчитать — на примере;
  • как анализировать показатели рентабельности продукции;
  • как узнать больше об управлении финансами в бизнесе.

Что такое рентабельность продукции

Рентабельность продукции (return on margin, ROM) — это отношение прибыли к себестоимости товаров или услуг. По-другому её называют рентабельностью затрат, рентабельностью товаров или рентабельностью услуг.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли получил бизнес с каждого рубля, потраченного на производство. Например, если рентабельность товара 25%, значит, с каждого рубля себестоимости этого товара компания получила 25 копеек прибыли.

Вот общая формула для расчёта:

ROM = Прибыль / Себестоимость товаров (услуг) × 100%

Прибыль — разница между выручкой от продажи товаров или услуг и всеми расходами.

Себестоимость — все затраты, которые бизнес понёс при производстве товаров или услуг. Это, например, стоимость сырья и материалов, амортизация оборудования, стоимость аренды, зарплата сотрудников производства, затраты на доставку.

Показатель рентабельности продукции можно определять для всего бизнеса, для его отдельных направлений или видов продукции. Чаще всего его рассчитывают отдельно для каждого товара или услуги компании, чтобы оценить эффективность затрат на их выпуск. В этом случае формула выглядит так:

ROM = Прибыль от продажи товара или услуги / Себестоимость товара или услуги × 100%

Как и в случае с другими видами рентабельности, нет «нормального» показателя рентабельности продукции для любого бизнеса. Один и тот же процент может быть высоким для одного бизнеса или для одного товара, но низким для другого.

Рентабельность продукции лучше оценивать в рамках своего бизнеса, своих товаров и услуг — анализировать, как она меняется в динамике и что на это влияет.

Как рассчитать рентабельность продукции: разбираем на примере

Предположим, предприниматель шьёт рюкзаки и бумажники. Прибыль от продажи рюкзаков — 45 тысяч рублей, себестоимость их производства — 105 тысяч рублей. Прибыль от продажи бумажников — 40 тысяч рублей, себестоимость — 60 тысяч рублей.

На первый взгляд, раз прибыль от продажи рюкзаков больше, значит, их производить выгоднее. Это ошибочное мнение. Чтобы определить, какой товар приносит больше отдачи на каждый потраченный на его производство рубль, нужно рассчитать его рентабельность.

Рентабельность рюкзаков: 45 тысяч / 105 тысяч × 100% = 43%. Рентабельность бумажников: 40 тысяч / 60 тысяч × 100% = 67%.

Несмотря на то что больше прибыли приносят рюкзаки, рентабельность выше у бумажников. С каждого рубля себестоимости рюкзаков бизнес получает 43 копейки, с каждого рубля себестоимости бумажников — 67 копеек.

Чтобы увеличить рентабельность рюкзаков, предприниматель может повысить их стоимость или снизить затраты на их производство — например, найдя поставщиков с более дешёвыми материалами.

При расчёте рентабельности продукции можно использовать разные статьи бухгалтерского баланса — в зависимости от того, какой вид прибыли или себестоимости бизнес хочет проанализировать:

  • Как показатель прибыли можно использовать чистую прибыль или доход от продажи товаров и услуг.
  • Как себестоимость — себестоимость производства или полную себестоимость.

Чистая прибыль — это разница между доходом бизнеса и всеми расходами.

Доход от продажи товаров и услуг — все деньги, полученные от реализации товаров и услуг и не очищенные от расходов.

Производственная себестоимость — расходы бизнеса на изготовление товаров и услуг. К ним относятся только траты, связанные с производственным процессом напрямую, — например, стоимость материалов и сырья, комплектующие, расходы на оборудование.

Полная себестоимость — все затраты бизнеса, связанные с производством продукции. В неё включается производственная себестоимость, а также затраты на реализацию продукции и непроизводственные расходы — например, на упаковку, доставку, аренду.

Анализ показателей рентабельности продукции

Как и другие виды рентабельности, анализировать рентабельность продукции нужно в динамике — каждый месяц, квартал, полугодие или год.

Вот по каким причинам рентабельность продукции может падать:

  • Уменьшилась прибыль — например, упало качество продукции, клиенты ушли к конкурентам, изменилась политическая или экономическая ситуация в стране.
  • Увеличилась себестоимость — например, поставщики подняли цены, выросла стоимость доставки, больше денег стало уходить на ремонт оборудования.

Чтобы повысить рентабельность товаров или услуг, нужно либо увеличивать прибыль, либо снижать себестоимость. Например, можно увеличить наценку , пересмотреть маркетинговую стратегию или сменить поставщиков на тех, с кем сотрудничать дешевле.

Главное о рентабельности продукции

  • Рентабельность продукции (ROM) — это отношение прибыли к себестоимости товаров или услуг бизнеса. Она показывает, сколько прибыли получает бизнес с каждого рубля, потраченного на производство товаров/услуг.
  • По-другому рентабельность продукции называют рентабельностью затрат, рентабельностью товаров или рентабельностью услуг.
  • При расчёте рентабельности продукции используют разные статьи бухгалтерского баланса: чистую прибыль, доход от продажи товаров и услуг, себестоимость производства, полную себестоимость.
  • Чтобы повысить рентабельность продукции, нужно увеличивать прибыль от продажи товаров и услуг или снижать их себестоимость. Например, поменять поставщиков или запустить акции, чтобы привлечь больше клиентов.

Как узнать больше об управлении финансами в бизнесе

  • Если вы только начали знакомиться с понятием рентабельности — прочитайте эту статью. В ней мы рассказали, какие виды рентабельности бывают, как их рассчитывать и как использовать результаты. Также разобрались, что такое порог рентабельности и какая рентабельность считается нормальной.
  • Управление финансами — базовая функция любого бизнеса. Понимая основы управления финансами, можно эффективно распоряжаться ресурсами компании. В этой статье Skillbox Media рассказали главное о том, что такое финансовый менеджмент и как он устроен в компаниях.
  • Чтобы понять, насколько грамотно компания управляет расходами и верные ли решения принимают управленцы, нужно проанализировать показатели прибыли. В бизнесе рассчитывают четыре вида прибыли: маржинальную, валовую, операционную и чистую. В этой статье подробно разобрали каждый вид.
  • Расходы любого бизнеса делят на операционные (OPEX) и капитальные (CAPEX). Их важно отслеживать, чтобы финансовый контроль был более эффективным. Здесь подробнее рассказали, что такое OPEX и CAPEX, чем они различаются и как их применять.
  • В крупных компаниях за управление финансами отвечает финансовый менеджер. Это перспективная профессия, с которой можно зарабатывать от 100 тысяч рублей. Освоить её можно на курсе Skillbox «Профессия Финансовый менеджер». На нём учат составлять бюджеты, оценивать бизнес, анализировать рабочий капитал и делать многое другое.

Эти материалы Skillbox Media могут быть вам полезны

  • Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
  • Финансовая модель: для чего она нужна и как её разработать
  • Разбираемся в бухгалтерском учёте: зачем он нужен, как устроен и как его организовать
  • Отчёт о финансовых результатах: что это такое и как его составить
  • Отчёт о движении денежных средств: что это такое и как его составить

Наценка — процент, который компания добавляет к себестоимости товаров или услуг

Рентабельность: что это такое, формула, виды — изучаем ключевой финансовый показатель

Высокая выручка не всегда говорит об успешности бизнеса. Высокая рентабельность — другое дело. Стартовый гайд, который научит применять показатель.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Ксеня Шестак

Ксеня Шестак

Рассказывает просто о сложных вещах из мира бизнеса и управления. До редактуры — пять лет в банке и три — в оценке имущества. Разбирается в Excel, финансах и корпоративной жизни.

Рентабельность — ключевой показатель работы бизнеса. Его важно рассчитывать как новым, так и действующим компаниям и проектам.

Рентабельность показывает, насколько грамотно бизнес распоряжается своими ресурсами — персоналом, деньгами, материалами и другими активами. Можно рассчитывать рентабельность всей компании или её отдельных активов.

В статье разберёмся:

  • что такое рентабельность и для чего она нужна;
  • как рассчитать рентабельность;
  • какие есть виды рентабельности и что они показывают;
  • что такое порог рентабельности и как его рассчитать;
  • какая рентабельность считается нормальной;
  • как повысить рентабельность;
  • как узнать больше об управлении финансами в бизнесе.

Что такое рентабельность

Рентабельность — отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы эту прибыль получить. Она показывает, какую прибыль или убыток получил бизнес от использования этих активов.

Есть много видов рентабельности: рентабельность продаж, рентабельность основных средств, рентабельность товаров, рентабельность персонала и другие. Вид выбирают в зависимости от того, эффективность использования какого ресурса нужно проверить. Подробнее о самых распространённых видах рентабельности расскажем ниже.

Рентабельность — один из главных показателей, по которым можно судить об успешности бизнеса. Чем выше общая рентабельность компании, тем эффективнее она работает и тем она успешнее.

Если рентабельность ниже нуля, бизнес работает в убыток.

Кроме этого, рентабельность рассчитывают, чтобы:

  • разрабатывать планы дальнейшего развития бизнеса;
  • прогнозировать прибыль;
  • устанавливать цены на товары или услуги компании;
  • оценивать эффективность отдельных филиалов компании;
  • сравнивать конкурентоспособность;
  • привлекать инвесторов;
  • регулировать управление персоналом.

Как рассчитать рентабельность

Рентабельность исчисляют в процентах. Общая формула выглядит так:

Рентабельность = Прибыль / Себестоимость × 100%

Прибыль — разница между тем, что заработал бизнес, и всеми его расходами.

Себестоимость — вложения в работу бизнеса. Они могут включать зарплаты сотрудников, стоимость аренды, амортизацию и другое.

Допустим, предприниматель потратил 5 млн рублей на открытие магазина. В эту сумму вошла годовая аренда, реклама, закупка товара и зарплата продавца. Годовая прибыль составила 1,5 млн рублей — это разница между доходами и расходами. Рентабельность магазина будет равна: 1,5 млн / 5 млн × 100% = 30%.

Если нужно рассчитать рентабельность отдельных активов — например, отдельных товаров магазина, — общую прибыль компании делят на себестоимость этих активов.

Редко рентабельность считают в абсолютных показателях — например, в рублях. Для этого прибыль делят на себестоимость. В этом случае рентабельность показывает величину прибыли, которую получили за единицу затраченного ресурса.

Какая бывает рентабельность: основные виды и формулы для расчёта

Чтобы объективно оценить эффективность бизнеса, рассчитывают показатели рентабельности для разных ресурсов компании.

Рассмотрим основные виды рентабельности:

  • рентабельность активов;
  • рентабельность продаж;
  • рентабельность основных средств;
  • рентабельность оборотных активов;
  • рентабельность производства;
  • рентабельность продукции (товаров);
  • рентабельность персонала;
  • рентабельность инвестиций.

Рентабельность активов (ROA). Показывает, насколько эффективно бизнес использует свои активы. Например, какую прибыль компании приносит её недвижимость, оборудование или транспорт.

ROA = Прибыль / Стоимость активов × 100%

Рентабельность продаж (ROS). Показывает долю прибыли в общей выручке бизнеса.

ROS = Прибыль / Выручка × 100%

По-другому рентабельность продаж называют нормой прибыли.

При расчёте ROS можно использовать разные виды прибыли — например, чистую, валовую, маржинальную или операционную — в зависимости от направления работы бизнеса или количества товаров/услуг.

Рентабельность основных средств (ROFA). Показывает доходность бизнеса от использования основных средств, которые участвуют в производстве товаров и услуг. Например, оборудования, производственных линий, цехов.

Рассчитывается аналогично рентабельности активов:

ROFA = Прибыль / Стоимость основных средств × 100%

ROFA важно рассчитывать для капиталоёмких предприятий — например, крупных производств. Это помогает контролировать износ основных средств и своевременно их модернизировать или продавать.

Рентабельность оборотных активов (RCA). Показывает эффективность использования оборотных активов бизнеса.

Оборотные активы — ресурсы, которые компания использует для производства товаров/услуг и которые, в отличие от основных средств, расходуются полностью. Это, например, материалы, сырьё, складские запасы.

RCA = Прибыль / Стоимость использованных оборотных активов × 100%

Рентабельность производства (ROP). Показывает эффективность использования основных средств и оборотных активов одновременно.

ROP = Прибыль / (Стоимость основных средств + Стоимость использованных оборотных активов) × 100%

Рентабельность производства можно рассчитывать для всего производства компании или для его отдельных направлений. Например, для разных цехов.

Рентабельность продукции (ROM). Показывает долю прибыли в каждом рубле, потраченном на производство товаров или услуг компании.

ROM = Прибыль / Себестоимость товаров (услуг) × 100%

Рентабельность продукции рассчитывают отдельно для каждого товара или услуги компании. По этому показателю можно понять, например, на какую продукцию нужно сократить издержки, а какую полностью снять с производства.

Рентабельность персонала (ROL). Показывает эффективность управления кадрами — насколько эффективно работают сотрудники компании.

ROL = Прибыль / Средняя численность персонала × 100%

Рентабельность инвестиций (ROI). Показывает доходность инвестиций в бизнес.

ROI = Прибыль / Стоимость инвестиций × 100%

По этому показателю можно понять, выгодно ли инвесторам финансировать бизнес.

Что такое порог рентабельности и как его рассчитать

Порог рентабельности — минимальная выручка, при которой бизнес полностью покрывает свои расходы. По-другому этот показатель называют точкой безубыточности.

Если бизнес достиг порога рентабельности — значит, он отработал «в ноль» и покрыл свои расходы. Всё, что бизнес заработает сверх, будет прибылью.

С помощью этого показателя бизнес планирует, сколько продукции нужно произвести (продать), чтобы не уйти в убыток.

Обычно порог рентабельности рассчитывают в процентах. Вот формула:

ПР = Постоянные затраты / (Выручка − Переменные затраты) × 100%

Постоянные затраты — затраты на производство, которые не зависят от объёма выпускаемой продукции. Это, например, зарплаты сотрудникам, налоги, стоимость аренды, кредитов.

Переменные затраты — затраты производства, которые напрямую зависят от объёма выпускаемой продукции. Это, например, расходы на покупку сырья и материалов, оплату электричества, доставку, транспортные расходы.

Какая рентабельность считается приемлемой

Единого значения рентабельности, которое считалось бы нормальным для всех сфер бизнеса, нет. Например, в некоторых сферах рентабельность 30% считается низкой, а в других — говорит о высокой эффективности бизнеса.

Каждый случай нужно рассматривать отдельно, оценивая другие экономические показатели компании и состояние рынка.

Некоторые источники относят бизнесы к разным категориям в зависимости от их рентабельности:

  • рентабельность больше 30% — сверхприбыльный бизнес;
  • рентабельность 20–30% — высокорентабельный;
  • рентабельность 5–20% — среднерентабельный;
  • рентабельность 1–5% — низкорентабельный;
  • рентабельность 0–1% — порог рентабельности;
  • рентабельность меньше 0% — убыточный бизнес.

Как повысить рентабельность

Рентабельность зависит от двух показателей — прибыли бизнеса и вложений в его работу (себестоимости). Соответственно, чтобы повысить рентабельность, нужно повышать прибыль и (или) снижать себестоимость.

Вот некоторые способы увеличить прибыль:

  • улучшить качество продукции или услуг;
  • расширить ассортимент, рынок сбыта;
  • пересмотреть ценообразование;
  • добавить сопутствующие услуги — например, доставку;
  • пересмотреть маркетинговую стратегию;
  • запустить акции, программы лояльности.

А так можно снизить себестоимость:

  • оптимизировать расходы на производство — например, найти поставщиков с ценами ниже или перейти на более дешёвые материалы;
  • найти и ликвидировать источники технологических потерь в производстве;
  • оптимизировать штат;
  • автоматизировать бизнес-процессы.

Главное о рентабельности

  • Рентабельность — показатель экономической эффективности бизнеса. Он позволяет оценить, какую прибыль или убыток получил бизнес от использования своих ресурсов.
  • Чтобы посчитать рентабельность, нужно прибыль разделить на себестоимость (вложения в бизнес).
  • Есть много видов рентабельности: рентабельность продаж, рентабельность основных средств, рентабельность товаров, рентабельность персонала. При расчёте вид рентабельности выбирают в зависимости от того, эффективность использования какого ресурса нужно проверить.
  • Порог рентабельности (или точка безубыточности) — минимальная выручка, при которой бизнес полностью покрывает свои расходы.
  • Чтобы повысить рентабельность, нужно повысить прибыль или снизить себестоимость.

Как узнать больше об управлении финансами в бизнесе

  • Управление финансами — базовая функция любого бизнеса. Понимая его основы, можно эффективно распоряжаться ресурсами компании. В этой статье Skillbox Media рассказали главное о том, что такое финансовый менеджмент и как компании управляют финансами.
  • Чтобы понять, насколько грамотно компания управляет расходами и верные ли решения принимают управленцы, нужно проанализировать показатели прибыли. В бизнесе используют четыре вида прибыли: маржинальную, валовую, операционную и чистую. В этой статье Skillbox Media разобрали подробно каждую из них.
  • Расходы любого бизнеса делят на операционные (OPEX) и капитальные (CAPEX). Их важно отслеживать, чтобы финансовый контроль был более эффективным. Здесь подробно рассказали, что такое OPEX и CAPEX, чем они различаются и как их применять.
  • В крупных компаниях за управление финансами отвечает финансовый менеджер. Это перспективная профессия, с которой можно зарабатывать от 100 тысяч рублей. Освоить её можно на курсе Skillbox «Профессия Финансовый менеджер». На нём учат составлять бюджеты, оценивать бизнес, анализировать рабочий капитал и многому другому.

Читайте также:

Эти материалы Skillbox Media могут быть вам полезны

  • Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
  • Финансовая модель: для чего она нужна и как её разработать
  • Разбираемся в бухгалтерском учёте: зачем он нужен, как устроен и как его организовать
  • Отчёт о финансовых результатах: что это такое и как его составить
  • Отчёт о движении денежных средств: что это такое и как его составить

Что такое рентабельность продукции и предприятия

Что такое рентабельность продукции и предприятия

При определении эффективности бизнеса и его отдельных частей предприниматели используют такой экономический показатель как рентабельность компании. Он помогает оценить, окупаются ли вложения и новые разработки, эффективно ли работают отделы, нужно ли расширять ассортимент продукции. Показатель рассчитывают при создании бизнес-плана, а также уже во время его активного развития. Эта форма анализа дает информацию о прибыльности предприятия, о его окупаемости. В статье расскажем про рентабельность продукции — что это, что она характеризует и как ее рассчитать.

Сразу отметим, что показатель может показывать как эффективность всей компании, так и ее частей. Расчет проводится за разные периоды или за все время. Это позволяет индивидуально подойти к анализу работы разных отделов, а также к разным продуктам компании.

Рентабельность предприятия: что это такое и ее виды

Это экономический показатель, который определяет эффективность работы предприятия и рациональность принятых управленческих решений. Рентабельность товара — это отношение прибыли к себестоимости. Иными словами, рентабельность — это материальная выгода от каждого вложенного в бизнес рубля, от всех инвестиций.

При анализе развития компании первым делом смотрят на этот коэффициент, так как он определяет, насколько хорошо выстроена бизнес-модель. Инвестор или банк может по этому показателю принять решение, стоит ли давать компании деньги, акционеры — есть ли смысл вкладываться в бизнес.

В чем выражается рентабельность? Показатель обычно измеряется числовым или процентным значением. Иногда для формул требуется коэффициент, но чаще, когда говорят о росте или упадке, учитывается процент.

Коэффициент значительно зависит от сферы бизнеса, поэтому нельзя назвать нормальную среднюю рентабельность для любой компании. Кроме того, выше — не всегда лучше. Для пояснения приведем пример:

Прибыль в месяц, ₽

Если планировать бизнес исключительно по экономическим показателям, то при более низкой рентабельности ресторан дает большую прибыль, чем кафе. Но на ресторан уходит больше затрат, а у кафе каждый рубль приносит на 15% больше прибыли. Поэтому если есть возможность открыть 5 кафе, то их выгода будет больше, чем у одного ресторана, при том что себестоимость открытия примерно одинаковая.

Таким образом, исходить в своих расчетах нужно из разных показателей, не стоит брать за основу только один из них и, тем более, искать какую-то «норму». При определении нормы за образец можно брать только конкурентов или отталкиваться от собственных показателей в предыдущем расчетном периоде. Также важно учитывать сезонность.

Рассмотрим основные виды рентабельности и прибыли в экономике.

Рентабельность продаж

Значение показывает, какова доля чистой прибыли в каждом заработанном рубле. То есть, если компания за месяц выручила X, из чего чистая прибыль — Y, показатель будет считаться как Y/X*100.

Значение определяется в процентах. Очень часто именно его используют для внесения правок в систему ценообразования, а также для контроля издержек. Усредненной нормой можно назвать диапазон от 5% до 20%. При меньшем показателе компания работает с низкой эффективностью.

Рентабельность активов

Балансовые активы компании — это все имущество, которым распоряжается предприятие для разных бизнес-процессов с целью получения прибыли. Все они находятся на балансе фирмы и учитываются при расчетах. Рентабельность показывает, что могут дать активы, насколько они способствуют порождению прибыли. Если показатель растет, значит выбрана правильная стратегия управления бизнесом, при которой даже небольшое количество инвестиций приносит весомый доход. При расчете учитывается отношение прибыли к стоимости активов за расчетный период.

Рентабельность основных производственных фондов

Этот показатель наиболее важен для крупных производственных компаний, которые должны учитывать амортизацию имущества. Среди всех активов есть те, которые расходуются или меняются в течение одного года, а есть те, которые более долгое время стоят на балансе – это и есть основные производственные фонды. К ним относятся:

  • здания;
  • техника;
  • оборудование;
  • автомобили;
  • скот.

Это имущество обычно дорогостоящее и оно «отдает» свою стоимость не за один раз, например, как расходные материалы, а за несколько лет. Соответственно, они не расходуются, но устаревают, требуют регулярного обслуживания, ремонта и замены. Чтобы оценить, насколько правильно предприятие использует внеоборотные активы, нужно вычислить эту характеристику рентабельности.

Для расчетов берут отношение чистой прибыли, то есть после вычета налогов, к стоимости основных производственных фондов. Для фирм, которые снимают помещение и не имеют сложного дорогостоящего оборудования, эти расчеты излишни.

Рентабельность инвестиций

Значение используется для определения эффективности любых вложений. К примеру это общие инвестиции в компанию, а также банковские займы — окупятся ли они и в какие сроки? Но не менее важны расчеты при определении продуктивности вложений в маркетинг, в новый продукт, в экспорт. Таким образом, в процессе любого значительного изменения в структуре компании важно оценить предварительную плановую рентабельность, затем рассчитать несколько контрольных показателей. Соответственно, чем выше показатель, тем лучше окупаются инвестиции.

Рентабельность своего капитала

Показатель, имеющий важное значение для начинающих компаний. Он показывает, насколько эффективны средства, вложенные из собственного кармана, какую отдачу они дают. Кроме того, применяется расчет и для определения целесообразности займа. Например, банк предлагает кредит под 10% годовых. А в год фирма имеет коэффициент доходности всего 3%, соответственно, она не сможет покрыть издержки на банк.

Рентабельность продукта

Если раньше мы говорили о том, как оценить эффективность всей компании, теперь мы переходим к более узким направлениям. Например, к определению выгоды при выпуске конкретного товара или новой услуги. Коэффициент указывает на то, сколько прибыли производитель получает в соотношении к расходам, затраченным на производство.

Коэффициент рентабельности реализованной продукции определяется как отношение чистой прибыли к себестоимости товара. В среднем по стране этот показатель около 12%, однако, сравнивать свои данные нужно с другими компаниями в своей отрасли.

Интересный момент: минимальный уровень рентабельности — это маячок для налоговой системы. Если коэффициент отклоняется в меньшую сторону более чем на 10 пунктов в сравнении со среднеотраслевыми показателями, то налоговики инициируют внеочередную проверку. А сами среднеотраслевые показатели можно посмотреть в приложении к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Как рассчитывается рентабельность продукции:

  • П — прибыль;
  • С — себестоимость.

Это только основные разновидности показателя. Его можно считать практически по любому активу или вложению, которое гипотетически влияет на увеличение доходов. Например, есть рентабельность труда, где за одну из величин в расчетах берут единицу потраченного времени. Чтобы повысить этот показатель, требуется вводить оборудование и системы для автоматизации рабочих процессов. Это будет экономить время, соответственно, оптимизировать труд работников. Для крупных производственных предприятий примером автоматизации может быть установка станков с ЧПУ, для отдела продаж — внедрение CRM-системы Аспро.Cloud.


На что влияет рентабельность и зачем ее рассчитывать?

Ни один финансовый анализ компании не обойдется без учета этого показателя. Есть несколько ситуаций, в которых обязательно проводится расчет:

  1. Создание бизнес-плана для новой фирмы. У начинающего предпринимателя есть капитал и активы, которые станут основой для бизнеса. Анализ поможет узнать, хватит ли их для покрытия издержек и для выхода в плюс.
  2. Привлечение инвестиций. Частные инвесторы, акционеры и банки не дают деньги за красивую идею. Им необходим стройный ряд цифр, только они весомы при принятии решения о финансировании.
  3. Покупка или продажа готового бизнеса. Никто не хочет покупать кота в мешке, перед крупными сделками всегда поднимается бухгалтерия и финансовая отчетность за несколько лет.
  4. Сравнение с конкурентами и анализ работы фирмы. Рентабельность деятельности — это показатель, который можно отслеживать регулярно для повышения эффективности труда. Многие крупные компании ежегодно или ежеквартально заказывают на аутсорсинге аудит финансовой отчетности. Особенно это актуально, когда фирма имеет много финансовых потоков и крупную выручку.
  5. Прогноз прибыли на следующий расчетный период.
  6. Внедрение новых технологий, оборудования. Любая модернизация компании может иметь несколько вариантов развития. Например, вы можете заменить ручной станок на более современный. Какой взять из всего многообразия? Лучше заранее определить, какая рентабельность изделия получится, если привлечь то или иное оборудование, а затем исходить из этого при покупке.
  7. Расширение отделов, производства или линейки товаров. Любое расширение — потенциально рискованное, особенно если планируется получение займа для этого. Нужно оценить, о чем говорит рентабельность нового отдела или товара, окупит ли он вложения.
  8. Выход на экспорт. Предстоят крупные затраты на адаптацию продукции и налаживание логистической системы. Окупятся ли эти расходы при выходе на новый рынок? Лучше определить это заранее.
Cистема для финансового учета Попробуйте Аспро.Cloud бесплатно в течение 14 дней и улучшите рентабельность вашего бизнеса.

Как определяется общая рентабельность предприятия: формула

При определении показателя всегда учитывается прибыль за конкретный период и второй ресурс. В зависимости от того, какую конкретно рентабельность нужно узнать, вводные данные могут меняться. Под ресурсом можно понимать оборотные и внеоборотные активы, инвестиции и пр. Исходя из этого, можно модернизировать общую формулу:

  • R — рентабельность;
  • П — прибыль;
  • Х — ресурс.

В большинстве случаев требуется указать процентное значение, поэтому в конце формулы рентабельности организации полученный коэффициент умножается на 100%. Но иногда подходит числовое значение.

Важный момент: чтобы показатель отражал реальное положение дел компании, его нужно оценивать только в динамике, то есть следует как минимум провести два расчета спустя отрезок времени. Только так можно оценить рост рентабельности. Кстати, иногда сверка расчетов показывает отрицательный рост, и это прямое указание на необходимость введения изменений.

Более подробную информации о том, как найти рентабельность продукции и компании в целом, можно узнать из нашей статьи «Как рассчитать рентабельность».

Таблица для расчета финансовых показателей

Собрали важнейшие показатели эффективности бизнеса в одной таблице с пояснениями и готовыми формулами.

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных
данных и с публичной офертой

Что влияет на эффективность компании

Факторы, которые оказывают влияние на прибыльность предприятия, а также на рост продаж и количество клиентов, так или иначе воздействуют на рентабельность. Можно выделить две группы воздействий.

Внешние факторы

Это те события и параметры, на которые компания не может повлиять. Обычно под них приходится подстраиваться. К ним относятся:

  • налоговая нагрузка;
  • сезонные изменения рынка, упадок спроса;
  • экономический кризис;
  • политические изменения, санкции;
  • конкуренция.

Рентабельность продукции показывает, правильно ли адаптировалась компания ко внешним факторам. Например, самый ли оптимальный режим налогообложения выбран или можно работать по схеме с минимальным НДС.

Внутренние факторы

Это процессы, которые происходят внутри фирмы, а также особенности организации и ведения бизнеса. К ним относятся:

  • товары, услуги и их качество;
  • уровень цен, их конкурентоспособность;
  • оборот продукции, ее объем изготовления;
  • квалификация работников;
  • эффективность рекламных кампаний;
  • репутация, узнаваемость бренда;
  • лояльность покупателей;
  • особенности логистики и пр.

Внутренних факторов намного больше, положительная рентабельность всегда в первую очередь зависит от верных управленческих решений. Поэтому финансовый анализ нужен руководителю для оценки своих действий, а только потом для выводов о работе персонала.

Какие бывают причины снижения рентабельности

Есть три основные причины, которые приводят к снижению показателя:

  • падение спроса на товар и минимальные продажи;
  • увеличение издержек на материалы, труд сотрудников, оплату коммунальных услуг при прежней реализации товарных единиц;
  • рост оборотных активов из-за неправильных управленческих решений или безответственной работы сотрудников.

Вне зависимости от того, какие факторы, внешние или внутренние, привели к убыточной рентабельности, нужно быстро определиться со стратегией повышения доходности предприятия. Приведем распространенные способы.

Высокая рентабельность организации: как достичь?

В формуле расчета есть всего две переменные, поэтому можно влиять только на них. Но способов для этого несколько.

Повысить цены

Это нормальное решение для всех компаний. Но очень важно менять цены постепенно, а также подготовить клиентов к будущему увеличению прайса. Начните с небольшого роста в 5–10% на продукт, постепенно увеличивайте стоимость.

Снизьте себестоимость

Для этого можно модернизировать производство, отправить сотрудников на обучение, найти новых поставщиков исходных материалов или усовершенствовать логистику, чтобы она отнимала меньше средств.

Увеличьте количество продаж

Мотивируйте сотрудников отдела продаж, сделайте их работу максимально эффективной и комфортной, чтобы повысить количество сделок. Регулярно повышайте квалификацию продажников, их информированность.

Автоматизируйте рутинные процессы

Внедрение CRM-системы Аспро.Cloud экономит рабочее время, снижает вероятность ошибок среди сотрудников, а также облегчает электронный документооборот. Все отчеты намного удобнее делать в CRM, чем вручную. Автоматизация снижает количество ошибок и, соответственно, затрат.

В статье мы рассказали, какое предприятие может считаться рентабельным, это поможет вам выстроить свои бизнес-процессы с максимальной выгодой для организации.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. При этом в качестве финансового результата в расчете могут использоваться различные показатели прибыли, что обуславливает существование различных вариаций данного показателя. Наиболее широко используются следующие: рентабельность продаж по валовой прибыли (gross profit margin), операционная рентабельность (return on sales, ROS), рентабельность продаж по чистой прибыли (net profit margin).

Расчет (формула)

Рентабельность продаж по валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка

Валовая прибыль представляет собой разницу между двумя ключевыми показателями "Отчета о прибылях и убытках": выручкой и себестоимостью продаж.

Операционная рентабельность = EBIT / Выручка

где EBIT – прибыль до вычета процентов и налогов

Рентабельность продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка

Для расчета всех приведенных выше показателей рентабельности достаточно данных, содержащихся во 2-й форме бухгалтерской отчетности – "Отчете о прибылях и убытках".

Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и прочими особенностями работы организации. При одинаковой финансовой эффективности, для организаций с длительным циклом производства, рентабельность продаж будет выше, для "высокооборотных" видов деятельности – ниже. Рентабельность продаж показывает, прибыльная или убыточная деятельность предприятия, но не дает ответа на вопрос, насколько выгодны вложения в данное предприятие. Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитывают рентабельность активов и капитала (рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестированного капитала).

Смотрите также

  • Рентабельность активов (Return on assets)
  • Рентабельность собственного капитала (Return on equity)
  • Рентабельность задействованного капитала (ROCE)
  • EBITDA
  • Норма чистой прибыли

Что такое рентабельность и как ее увеличить

Что такое рентабельность и как ее увеличить

Вы наверняка слышали, что любому предпринимателю важно знать рентабельность – бизнеса, продаж, направлений, производства. Но мало кто говорит, как рассчитать рентабельность, а еще меньше – о том, как ее увеличить. Рассказали все самое важное об основных видах рентабельности и инструментах ее увеличения.

Но прежде чем перейти к расчетам и конкретным советам, давайте разберемся, что вообще скрывается за термином «рентабельность».

Рентабельность – это показатель эффективности использования ресурсов, то есть насколько прибыльна для предприятия та стратегия, которую вы выбрали. Под ресурсами понимаются все материальные и нематериальные активы: от денег и сотрудников до сырья. Посчитать рентабельность можно для отдельного объекта, например, продукции, или для всего бизнеса.

Зачем считать рентабельность? Если кратко – чтобы оценить, насколько жизнеспособна и перспективна компания или ее отдельные направления. А также:

  1. спрогнозировать доходность компании;
  2. сравнить бизнес с конкурентами и понять, находитесь ли вы «в рынке»;
  3. оценить компанию перед продажей;
  4. проанализировать эффективность выбранной стратегии.

Рентабельность – мастхэв-метрика для каждого предпринимателя. Дальше мы разберемся в основных показателях рентабельности и формулах их расчета, а в конце дадим список советов по увеличению разных видов рентабельности.

Виды показателей рентабельности и зачем они нужны

Выше мы уже упоминали, что рассчитывать рентабельность можно по всей компании, либо по отдельным ее активам. В общем представлении рентабельность считается, как отношение прибыли к ресурсам, которые были потрачены для ее получения. Полученный коэффициент отражает, сколько прибыли получает компания на один вложенный рубль.

По такой формуле вы можете посчитать рентабельность своего бизнеса – поделить прибыль за период на затраты за тот же промежуток. И кажется, что все понятно, но только до момента, когда нужно посчитать рентабельность не по всей компании, а по ее конкретным направлениям.

Чтобы разобраться, давайте рассмотрим основные показатели рентабельности, как они считаются и зачем нужны.

Показатель рентабельности продаж

Рентабельность продаж с англ. Return On Sales, ROS – показатель, который отражает, сколько чистой прибыли содержится в выручке предприятия. Иногда встречается под названием «рентабельность чистой прибыли».

Из определения понятно, что основные показатели рентабельности продаж – это выручка и прибыль, однако для расчета можно использовать и другие метрики. Например, заменить чистую прибыль на валовую или операционную.

ROS позволяет оценить окупаемость затрат, а также провести анализ на долгосрочной дистанции, то есть сравнить финансовую эффективность компании в разные периоды.

Расчет рентабельности продаж

Теперь о том, как посчитать рентабельность продаж. Формула довольно простая:

ROS = Прибыль / Выручка × 100%

Если хотите посчитать чистую рентабельность продаж, то для расчетов берите чистую прибыль компании, если цель – оценить рентабельность продаж по валовой прибыли, то, соответственно, этот вид прибыли и используйте для расчетов.

Пример. Агентство маркетинга за год продало услуг на 5 000 000 рублей – это выручка. Затраты, понесенные для заработка этой суммы – 2 000 000 рублей. Прибыль компании – 3 000 000 рублей.

ROS = 3 000 000 / 5 000 000 * 100%

Коэффициент рентабельности продаж составит 60%. Это значит, что в каждом вложенном рубле 60 копеек – это реальный заработок компании.

Показатель рентабельности продукции

Рентабельность реализуемой продукции, с англ. Return On Margin,ROM – это показатель прибыли, которая приходится на каждый рубль, вложенный в реализацию товаров или оказание услуг.

По сути, рентабельность продукции – это рентабельности прибыли от реализации всей продукции или каких-то конкретных товаров и услуг. Этот вид рентабельности позволяет понять, насколько выгодно для компании производить и продавать определенные товары или оказывать конкретные услуги. На основании расчетов можно выделить самые доходные варианты и отказаться от тех, которые приносят бизнесу меньше всего денег.

Расчет рентабельности продукции

Сначала давайте посмотрим, как считать рентабельность продукции. Формула выглядит так:

ROM = Прибыль / Себестоимость товаров или услуг × 100%

Для расчета уровня рентабельности конкретного вида продукции лучше использовать чуть более узкую формулу:

ROM = Прибыль от продажи товара или услуги / Себестоимость товара или услуги × 100%

В этом случае мы оцениваем не общий уровень рентабельности продукции, а эффективность реализации конкретного товара или услуги.

Пример. Кондитер готовит три вида десертов: капкейки, бенто-торты и меренговые рулеты. С продажи капкейков кондитер заработал 100 000 рублей, при этом себестоимость составила 65 000 рублей. Прибыль – 35 000 рублей.

ROM капкейков = 35 000 / 65 000 *100%

Рентабельность продукции составляет 54%, то есть в каждом вложенном рубле содержится 54 копейки прибыли.

Также можно рассчитать рентабельность единицы продукции – в этом случае в формулу подставляется прибыль от одной единицы продукции и ее себестоимость.

Показатель рентабельности активов

Рентабельность активов, с англ. Return On Assets, ROA – показатель, который отражает, насколько эффективно используются активы компании: сырье, деньги, оборудование, дебиторская задолженность.

Показатели рентабельности активов используются для оценки качества использования ресурсов, которые участвуют в формировании дохода компании.

Как и в случае с другими показателями, чем выше показатель ROA, тем эффективнее в компании используются активы. Если рентабельность активов показывает отрицательное значение — предприятие работает в убыток и неправильно использует те ресурсы, которые у него есть.

Расчет рентабельности активов

Как считать рентабельность активов? Формула такая:

ROA = Прибыль / Средняя цена активов × 100%

Перед тем как рассчитать коэффициент рентабельности активов, нужно выяснить среднюю стоимость активов за нужный период:

(Цена активов на нач. периода + Цена активов на кон. периода) / 2

Пример. Цветочная лавка заработала за прошлый год 10 000 000 рублей прибыли, а средняя стоимость ее активов на тот же период – 30 000 000 рублей.

ROA = 10 000 000 / 30 000 000 * 100%

Расчет рентабельности чистых активов показал, что в каждом вложенном рубле содержится 33% прибыли, то есть 33 копейки.

Показатель рентабельности капитала

Рентабельность собственного капитала, с англ. Return On Equity, ROE – один из основных показателей рентабельности, который отражает, насколько хорошо работают деньги, вложенные в компанию или сколько прибыли приносит каждый инвестированный рубль.

Анализ показателя рентабельности собственного капитала можно проводить не только в сравнении с прошлыми периодами, но и с инвестициями. Например, с процентом, начисляемым по банковским вкладам. Если процент по вкладу выше, чем рентабельность капитала в бизнесе – есть смысл задуматься: а стоит ли тогда содержать компанию?

Кроме показателя рентабельности собственного капитала предприятия, можно также посчитать ROCE – показатель использования всего капитала компании (и собственного, и привлеченного).

Расчет рентабельности капитала

Как посчитать рентабельность капитала? По формуле:

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал × 100%

Для оценки чистой рентабельности собственного капитала, кроме чистой прибыли также потребуется рассчитать этот самый собственный капитал:

К = активы – обязательства

Пример. Чистая прибыль компании за период составила 1 500 000 рублей. Собственный капитал компании 4 500 000 рублей.

ROE = 1 500 000 / 4 500 000 * 100%

Коэффициент рентабельности капитала этого бизнеса – 33%. Это значит, что каждый вложенный собственником рубль приносит ему 33 копейки прибыли.

Конечно, существуют и другие показатели рентабельности: персонала, оборотных активов, производства, инвестиций. Но рассмотренные выше виды – необходимый минимум для собственника малого и среднего бизнеса.

Как увеличить рентабельность

Увеличение рентабельности от периода к периоду говорит о том, что компания эффективно использует свои ресурсы и правильно ими управляет. В такой ситуации остается только порадоваться и следовать выбранному направлению.

Но что, если вы произвели все расчеты и поняли, что выгоднее положить деньги в банк под проценты? Или заметили, что рентабельность падает? В этом случае нужно изучить пути увеличения рентабельности – они будут свои для каждого показателя.

Как увеличить рентабельность продаж

Для повышения рентабельности продаж нужно работать с прибылью и расходами. Вот ряд мер, которые вы можете принять:

  • Оптимизировать расходы компании. Посмотрите на структуру расходов бизнеса и сократите те затраты, которые не влияют на качество товара или услуги.
  • Пересмотрите список поставщиков. Возможно, на рентабельность продаж повлияло увеличение стоимость сырья. В этом случае можно поискать поставщиков с приемлемым уровнем цен.
  • Поднимите цену на товары и услуги. Но будьте осторожны – цены должны оставаться в рынке, иначе повышение прайса спровоцирует отток клиентов.
  • Повышайте средний чек. Продумайте систему допродаж или мотивируйте покупателей заказывать больше: делайте скидку на каждую третью услугу или запустите акцию с бесплатной доставкой при заказе на определенную сумму.
  • Посчитайте рентабельность каждого товара или услуги. Если общая рентабельность продаж вас не устраивает, посчитайте эффективность каждого конкретного вида товаров/услуг и откажитесь от нерентабельных.
  • Автоматизируйте бизнес-процессы. Если команда будет тратить меньше времени на заполнение анкет клиентов и работу с таблицами, у нее будет оставаться больше времени для продаж. Внедрите CRM систему, чтобы освободишь время сотрудников для более важных дел.

А время собственника бизнеса освободит Adesk

Сервис финансового учета для предпринимателей поможет анализировать финансы компании в реальном времени и с минимальными трудозатратами. Никаких сложных формул, громоздких табличек и пустой траты собственных ресурсов. Попробуйте сервис бесплатно и получите готовые отчеты сразу после загрузки данных.

Adesk

Как увеличить рентабельность собственного капитала

Повышайте чистую прибыль

Повышайте чистую прибыль компании путем увеличения рентабельности продаж: оптимизируйте расходы, автоматизируйте процессы, увеличивайте цены для потребителей – все это повлияет на размер чистой прибыли и, как следствие, на показатель ROE.

Привлекайте заемные средства

Кредит позволит получить дополнительную прибыль и, соответственно, увеличить рентабельность собственного капитала.

Но будьте внимательны: привлекать заемные средства имеет смысл только в случае, когда они потенциально могут увеличить вашу прибыль. Если с появлением кредита вы будете зарабатывать столько же (например, потому что на больший объем работы просто не хватает человеческих ресурсов), то рентабельность собственного капитала не изменится, даже несмотря на рост активов компании.

Ситуация 1 – пример, когда брать кредит бесполезно. Вроде и активы выросли, денег стало больше, а рентабельность капитала не изменилась. Ситуация 2 – пример, когда брать кредит имеет смысл, так как это даст рост прибыли и собственного капитала

Как увеличить рентабельность активов

Для увеличения рентабельности активов есть два пути: зарабатывать больше или оптимизировать активы. Что можно сделать:

  • Увеличить объем продаж и тем самым повысить оборачиваемость активов.
  • Увеличить чистую прибыль, оптимизировав расходы, в том числе, по внереализационным видам деятельности.
  • Увеличить чистую прибыль и объем продаж одновременно.
  • Сократить активы компании – иногда помогает избавление от ненужного оборудования, мебели, сырья. При этом важно, чтобы уровень прибыли остался неизменным.

Опубликовано: 1 июня 2023

Что такое рентабельность и как ее рассчитать

Рентабельность — это экономический показатель, отражающий эффективность использования ресурсов: сырья, кадров, денежных средств и других материальных и нематериальных активов. Коэффициенты рентабельности рассчитываются как по отдельному активу, так и по всей организации. Каждый предприниматель, возможный или активный инвестор путем расчета рентабельности получают сведения об эффективности деятельности компании.

Что такое рентабельность и как ее рассчитать

Что такое рентабельность своими словами?

Рентабельность — это относительный показатель, дающий понимание о доходе в процентном соотношении по сравнению с количеством инвестированного капитала и о нормативах прибыли, если речь идёт о выручке.

Коэффициент даёт возможность провести сравнение продуктов, предприятий, филиалов. Помогает принимать объективное и рациональное решение об инвестициях в случае сравнения со ставкой банка и прочими подобными вариантами инвестора.

Функция показателя проста – сравнить объём получаемой пользы с базовым значением, результативность которого надо оценивать. Под пользой понимается чистая, валовая и операционная прибыль. Помимо этого, числитель должен содержать величину, относимую к соответствующей базе, это позволит рассчитать рентабельность продаж единичного товара, сравнив выручку с прибылью лишь по нему. Для этого заранее вычитаются прямые затраты на производство такого товара.

Что влияет на рентабельность

Факторный анализ — это анализ воздействия определённых обстоятельств на результат с выявлением количественного уровня воздействия каждого из них. Финансовый анализ изучает воздействие на прибыль или убыток компании внешних и внутренних факторов.

  • природно-климатические условия;
  • стоимость ресурсов;
  • спрос;
  • конкуренция;
  • экономическая ситуация в стране;
  • санкции;
  • государственное регулирование деятельности.
  • объёмы и качество продукции;
  • маркетинговые и рекламные кампании;
  • производительность труда, умения и навыки персонала;
  • ценообразование и финансовая политика организации;
  • деловая репутация предприятия;
  • логистика: снабжение, хранение и реализация продукции;
  • состояние основных фондов.

Кроме этого, финансовая оценка предусматривает факторный анализ рентабельности применения личного капитала по формуле Дюпона. Этот анализ делит рентабельность личного капитала на три составляющие:

  1. Рентабельность продаж — по чистой прибыли.
  2. Выгодность применения всех средств — оборачиваемость активов.
  3. Состав капитала — отношение средств к собственному капиталу.

Внимание! Факторный анализ применяется не только к анализу прибыли или рентабельности. Большинство финансовых показателей допустимо разложить на несколько элементов и провести анализ воздействия каждой единицы.

Как посчитать рентабельность производства? Подскажите формулу.

Рентабельность - это всегда оценка эффективности чего либо.

Для оценки рентабельностей производства нужно: прибыль от производства / сумма оборотных и внеоборотных активов

Формула: Rпр = П / (Цс + Цо) × 100%,

Цс — стоимость основных фондов компании;

Цо — стоимость оборотных активов с учетом амортизации и износа.

1 эксперт согласен

У вас показатель рентабельности активов, а не производства. Не вводите людей в заблуждение.

Показать ещё 1 комментарий В свободном плавании · 25 окт 2022 · prorko-tut.ru

При вложении инвестиций в какой-либо коммерческий проект каждый бизнесмен рассчитывает его плановую рентабельность. Это относительный показатель, определяющий эффективность работы любого хозяйствующего субъекта. Он помогает инвестору правильно оценить перспективу своих вложений и принять правильное решение об инвестировании. Рассматривается этот показатель и в анализе. Читать далее

Расчетно-кассовое обслуживание- Топ банков. Регистрация ИП и ООО онлайн.

Я специализируюсь на автоматизации управления малым бизнесом (ERP-подобные системы, в том. · 22 мар 2020

Простая обобщенная рентабельность производства это прибыль- разница между доходами и расходами. Однако, это очень обобщенный показатель, он не покажет что именно у Вас работает эффективно, а что нет. Поэтому существуют другие показатели рентабельности: рентабельность инвестиций, рентабельность средств производства, рентабельность площадей, рентабельность времени и. Читать далее

Рентабельность

Рентабельность (нем. rentabel [1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Показатели рентабельности

  • Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %

  • Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %

  • Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).

ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %

  • Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %

  • Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.

BEP = EBIT/Активы * 100 %

  • Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %

  • Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

  • Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.

ROIC = EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал * 100 %. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)

  • Рентабельность примененного капитала (ROCE)
  • Рентабельность суммарных активов (ROTA)
  • Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
  • Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы
  • Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)
  • Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене
  • и пр. (см. коэффициенты рентабельности в финансовых коэффициентах)

Рентабельность продаж

Рентабельность Продаж (англ. Return on Sales ) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.

Рентабельность Продаж = (чистая прибыль / объему продаж)

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Рентабельность активов

Рента́бельность акти́вов (англ. return on assets, ROA ) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период

Ra = P / A

где: Ra — рентабельность активов, P — прибыль за период, A — средняя величина активов за период.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ (экономическая рентабельность активов) показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации.

Рентабельность производства

Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Рентабельность собственного капитала

Рента́бельность со́бственного капита́ла (англ. return on equity, ROE ) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

Рентабельность подрядных услуг

Этот показатель может использоваться для конкурсной оценки эффективности каждого из подрядчиков, а также для оценки экономии от предоставления услуги. Рассчитывается как отношение разницы затрат при непредоставлении и предоставлении услуги к затратам при предоставлении услуги.

При этом подразумевается, что непредоставленная услуга приведет к более значительным затратам организации, например на штрафы.

Ссылки

Примечания

  1. Рентабельность — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)

Источники

  • Бригхэм Ю., Эрхардт М. Анализ финансовой отчётности // Финансовый менеджмент = Financial management. Theory and Practice. — 10-е изд./Пер. с англ. под. ред. к.э.н. Е. А. Дорофеева. — СПб. : Питер, 2007. — С. 131. — 960 с. — ISBN 5-94723-537-4
Рынок ценных бумаг
Виды ценных бумаг Акция · Обыкновенная акция · Привилегированная акция · Казначейская акция · Облигация
Термины, связанные с торговлей акциями Маркетмейкер · Андеррайтер · Брокер · Дилер · Трейдер
Фондовая биржа Фондовая биржа · Листинг · Делистинг · Кросс-листинг · Внесписочные ценные бумаги
Списки фондовых бирж Общий список фондовых бирж · Список африканских фондовых бирж · Список европейских фондовых бирж · Список американских фондовых бирж · Список южноазиатских фондовых бирж
Теории торговли Теория Доу · Волновая теория Эллиотта · Фундаментальный анализ · Технический анализ · Эффект Марка Твена · Эффект января · Гипотеза эффективного рынка
Ценообразование акции Дивидендная доходность · Модель Гордона · Прибыль на акцию · Балансовая стоимость компании · Финансовые коэффициенты · Коэффициент цена/прибыль · PEG коэффициент · P/S коэффициент · P/B коэффициент · Бета-коэффициент
  • Экономические показатели
  • Финансовые коэффициенты
  • Финансовый анализ

Wikimedia Foundation . 2010 .

что такое рентабельность

Рентабельность (нем. rentabel- доходный, прибыльный) , относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

Показатели рентабельности
Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости
Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств
Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение (чистой) прибыли к выручке.
Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов
Рентабельность активов (ROA) — отношение операционной прибыли к среднему за период размеру суммарных активов
Рентабельность собственного капитала (ROE):
отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала;
отношение дохода на обыкновенную акцию к балансовой стоимости фирмы в расчете на одну акцию.
Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и заёмному капиталу
Рентабельность примененного капитала (ROCE)
Рентабельность суммарных активов (ROTA)
Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
Рентабельность чистых активов (RONA)
Рентабельность производства
Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене

Остальные ответы

Рентабельность – это доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Рассчитывается рентабельность просто: это частное от деления прибыли на затраты или на расход ресурсов.
Или проще говоря, разница между доходом и расходом предприятия.

Популярные сообщения из этого блога

Решение о предстоящем исключении юридического лица из егрюл через сколько исключат

Уведомление о расторжении договора купли продажи в одностороннем порядке образец

Какие формы баланса сдает ооо на усн